Муниципальный доклад
о реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа» администрации Багаевского района Ростовской области за 2012 г.
Часть I. Переход на новые образовательные стандарты
1. Нормативная база, обеспечивающая реализацию направления (перечень нормативных правовых актов муниципального образования с реквизитами документов).
- Постановление Администрации Багаевского района от 03.05.2012 г. №564 «О внесении изменений в Постановление Администрации Багаевского района от 31.03. 2010 г. №293» (ремонт пищеблоков и медицинских кабинетов).
- Постановление Администрации Багаевского района от 27.09.2012 г. №1168 «О внесении изменений в Постановление Администрации Багаевского района от 31.03. 2010 г. №293» (ПСД на обустройство внутренних санузлов).
- Приказ Отдела образования Администрации Багаевского района РО от 08.06.2011 № 436 «О формировании учебных планов для общеобразовательных учреждений Багаевского района на 2011 – 2012 учебный год».
- Приказ Отдела образования Администрации Багаевского района РО от 04.07.2011 № 486 « О внесении изменений в приказ от 08.06.2011 № 436
- Приказ Отдела образования Администрации Багаевского района РО от 26.07.12 № 619 «О внедрении Всеобуча по шахматам в общеобразовательных учреждениях Багаевского района».
2. Финансовое обеспечение реализации направления (средства муниципального образования).
С 01 сентября 2012 года обучающиеся 1-х классов всех общеобразовательных учреждений района обучаются по основной образовательной программе, разработанной на основе Федеральных государственных образовательных стандартов с организацией внеурочной деятельности. Из средств муниципального бюджета выделено и освоено 1393,8 тыс. руб. для создания условий.
3. Эффекты реализации направления в 2012 году.
- с 01 сентября 2012 года обучающиеся 1-х классов (332 чел.) всех общеобразовательных учреждений района обучаются по основной образовательной программе начального общего образования, разработанной на основе Федеральных государственных образовательных стандартов с организацией внеурочной деятельности во второй половине дня по пяти основным направлениям развития личности: духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно – оздоровительное в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, социальные проекты.
- в соответствии с подписанным соглашением о взаимодействии между министерством общего и профессионального образования Ростовской области, Федерацией шахмат Ростовской области и Международной шахматной Федерацией (ФИДЕ) от 14 августа 2011 года с 1 сентября 2012 года в школах района внедрен Всеобуч по шахматам в первых классах. Так в планы внеурочной деятельности на 2012-2013 учебный год для обучения детей шахматам введен 1 час в неделю.
На развитие шахматного спорта в образовательных учреждениях, в целях качественного внедрения Всеобуча по шахматам, создания условий для творческого развития младших школьников, содействия их личностному и интеллектуальному росту решением Собрания депутатов Багаевского района было выделено 42000т.р.
Таким образом, организация внеурочной деятельности - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно – урочной и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Преимущества организации внеурочной деятельности очевидны: расширение вариативности образования, закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов и курсов, а также увеличение процента охвата детей дополнительным образованием и социализации учащихся.
4. Проблемные вопросы реализации направления.
В условиях работы по ФГОС в любой образовательной программе предусматривается две части: обязательная и та, которая формируется школой (участниками образовательного процесса, т.е. родителями или лицами их заменяющими). Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, а для старшеклассников - обучение по индивидуальным учебным планам или профильным учебным планам, предусмотренным для групп обучающихся, заинтересованным одними предметами обучения.
Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
Сегодня в школе идет обновление материально-технического обеспечения, лабораторно-учебного и программно-методического, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Развитие инфраструктуры требует от педагогов качественных изменений, инновационных подходов для достижения поставленных задач. Финансовое обеспечение построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства поступают и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.
Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.
5. Задачи и планируемые показатели на следующий календарный год по реализации направления.
- продолжить переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты по начальному общему, основному общему образованию в соответствии с Планом-Графиком перехода РФ на новые образовательные стандарты;
- создание условий обучения, соответствующих требованиям ФГОС;
- вовлечение советов школ при решении вопросов внедрения ФГОС;
- пополнение школьных библиотек необходимым фондом учебников, в том числе и электронных;
- создание школьных систем оценки качества образования;
- совершенствование системы оценки качества образования в условиях внедрения стандартов второго поколения.
6. Анализ количественных показателей мониторинга реализации инициативы по направлению.
Региональный и муниципальные планы первоочередных действий по реализации инициативы перехода на новые образовательные стандарты начального общего образования в 2012 году в Багаевском районе выполнены в полном объеме.
Пять школ района из 17 (Багаевская СОШ № 1; Багаевская СОШ № 2; Багаевская СОШ № 3; Елкинская СОШ; Ажиновская СОШ) включены в состав пилотных площадок Ростовской области по введению ФГОС начального общего образования. Удельный вес численности школьников, обучающихся по ФГОС, составляет 31 % от количества обучающихся (3679) в Багаевском районе.
В пилотных школах разработан пакет документов по переходу на новые образовательные стандарты:
- план – график мероприятий по обеспечению введения ФГОС;
-разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования.
В школе созданы творческие группы по внедрению ФГОС, реализуется модель взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования.
В настоящее время в школе созданы все условия для обучения учащихся по ФГОС начального общего, основного общего образования.
Рабочие места педагогов оборудованы мультимедийной техникой.
В рамках к введению и реализации ФГОС приобретены учебно-методические комплекты «Система Занкова», «Школа 2100» (МБОУ Багаевской СОШ № 1); «Система Занкова», «Начальная школа 21 век», «Школа 2100» (МБОУ Багаевская СОШ № 3); «Школа России» (МБОУ Елкинская СОШ).
Педагоги работают над обновлением содержания и совершенствованием образовательного процесса.
Для оценки результатов внеучебных достижений учащихся в школах района разработан методический инструментарий (портфолио), целью которого является поддержание высокой учебной мотивации учащихся, поощрение их активности и самостоятельности.
Часть II. Развитие системы поддержки талантливых детей
1. Нормативная база, обеспечивающая реализацию направления (перечень нормативных правовых актов муниципального образования с реквизитами документов).
- Постановление Администрации Багаевского района от 21 сентября 2011 г. N 1248 «О внесении изменений в постановление Администрации Багаевского района от 23 сентября 2009 г. N 1226 "Об утверждении положения о назначении стипендии одарённым детям»».
- Постановление Администрации Багаевского района от 13 января 2012 г. N 1248 «О внесении изменений в постановление Администрации Багаевского района от 23 сентября 2009 г. N 1226».
2. Финансовое обеспечение реализации направления (средства муниципального образования).
На обеспечение реализации инициативы поддержки талантливых детей выделено 112,5 тысяч рублей из бюджета муниципального образования.
3. Эффекты реализации направления в 2012 году.
- увеличилось количество учащихся образовательных учреждений, участников муниципальных, региональных олимпиад, конкурсов, соревнований;
- расширяется круг участников школьных и муниципальных предметных олимпиад.
4. Проблемные вопросы реализации направления.
Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.
Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.
5. Задачи и планируемые показатели на следующий календарный год по реализации направления.
- организация конкурсов, олимпиад, соревнований и иных мероприятий для выявления одаренных детей;
- курсовая подготовка педагогических кадров для работы с одаренными детьми;
- повышение качества подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам;
- участие учащихся района в различных всероссийских олимпиадах, конкурсах.
6. Анализ количественных показателей мониторинга реализации инициативы по направлению.
Следуя инициативе «Наша новая школа», серьезное внимание уделяется системе поддержки одаренных детей.
Развитию интеллектуально-творческого потенциала ребенка способствует организация конкурсов и олимпиад.
С целью выявления и развития способностей каждого ребенка в образовательных учреждениях и на муниципальном уровне создается банк данных одаренных детей. Педагоги широко используют инновационную технологию портфолио.
Организована работа по подготовке учащихся к предметным олимпиадам муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников. Численность участников всероссийской олимпиады школьников на школьном этапе ее проведения составила 1901 учащихся 5-11 классов, что составляет 75% от общей численности учащихся 5-11 классов.
Численность участников всероссийской олимпиады школьников на муниципальном этапе ее проведения составила 450 учащихся 7-11 классов, что составляет 29% от общей численности учащихся 7-11 классов.
Численность участников всероссийской олимпиады школьников на региональном этапе ее проведения составила 64 учащихся 9-11 классов, что составляет 5,6% от общей численности учащихся 9-11 классов.
Из числа участников всероссийской олимпиады школьников количество призеров и победителей составляет 6 человек, это 9,4%
Школьники принимают участие в областных дистанционных профильных олимпиадах и конкурсах.
Удельный вес численности детей района школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать услуги дополнительного образования от общей численности детей школьного возраста, составил 47,2%.
Часть III. Совершенствование учительского корпуса
1. Нормативная база, обеспечивающая реализацию направления (перечень нормативных правовых актов муниципального образования с реквизитами документов).
- Постановление Администрации Багаевского района от 03.08.2012 г. №930 «О повышении заработной платы отдельным категориям работников муниципальных учреждений Багаевского района».
- Постановление Администрации Багаевского района от 16.10.2012 г. №1260 «Об увеличении должностных окладов, ставок заработной платы работников муниципальных учреждений Багаевского района, технического и обслуживающего персонала отраслевых органов».
- Постановление Администрации Багаевского района от 13.12.2012 г. №1581 «О повышении заработной платы отдельным категориям работников муниципальных общеобразовательных учреждений Багаевского района».
2. Финансовое обеспечение реализации направления (средства муниципального образования).
На проведение профессиональных конкурсов из средств муниципального бюджета выделено и освоено 20,0 тыс. рублей.
3. Эффекты реализации направления в 2012 году.
- удельный вес педагогов, аттестованных в 2012 году, составляет 17 % это 62 педагогических работников соответствуют уровню квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории;
- 4,7 % это 17 педработников признаны соответствующими занимаемой должности;
- сохраняется устойчивый интерес педагогов к конкурсной деятельности;
- постоянно повышается уровень образования педагогических работников на различных курсах повышения квалификации (38% от общей численности педагогических работников).
4. Проблемные вопросы реализации направления.
Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей.
Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Воспитатель года", "Сердце отдаю детям" и др.), Масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Еще одним стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров - периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой.
Не реже одного раза в пять лет учителя и директора школ повышают квалификацию. Соответствующие программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит - от образовательных потребностей детей. Средства на повышение квалификации нужно предоставлять коллективам школ также на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы, и образовательные учреждения В системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации следует распространять опыт лучших учителей.
5. Задачи и планируемые показатели на следующий календарный год по реализации направления.
- реализация подпрограммы «Развитие педагогического потенциала» программы «Развитие образования в Багаевском районе на 2010-2015гг.»;
- обеспечение реализации нового порядка аттестации педагогических и руководящих работников;
- обеспечение соответствия уровня педагогических кадров новым квалификационным требованиям и характеристикам. Организация работы по развитию уровня компетентности педагогической деятельности;
- привлечение в школы молодых талантливых учителей, создание для них соответствующих условий.
6. Анализ количественных показателей мониторинга реализации инициативы по направлению.
В районе проводится систематическая, целенаправленная работа по развитию творческого потенциала педагогических работников.
За 2011-2012 учебный год 139 педагогов прошли курсы повышения квалификации.
Численность педагогических работников, успешно прошедших аттестацию на присвоение квалификационной категории в 2012 году составляет 96 человек.
Количество педагогов, имеющих высшее образование, составляет 80 % от общего количества педагогов.
Часть IV. Изменение школьной инфраструктуры
- 1. Нормативная база, обеспечивающая реализацию направления (перечень нормативных правовых актов муниципального образования с реквизитами документов).
- Постановление Администрации Багаевского района от 31.03.2010 №293 «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Багаевском районе на 2010-2012 годы».
- Постановление Администрации Багаевского района от 06.09.2011 №1170 «О внесении изменений в постановление Администрации Багаевского района от 31.03.2010 №293».
- Постановление Администрации Багаевского района от 03.05.2012 г. №564 «О внесении изменений в Постановление Администрации Багаевского района от 31.03. 2010 г. №293» (ремонт пищеблоков и медицинских кабинетов).
- Постановление Администрации Багаевского района от 27.09.2012 г. №1168 «О внесении изменений в Постановление Администрации Багаевского района от 31.03. 2010 г. №293» (ПСД на обустройство внутренних санузлов).
- 2. Финансовое обеспечение реализации направления (средства муниципального образования).
В период подготовки образовательных учреждений к 2012-2013 учебному году были проведены мероприятия, направленные на укрепление материально – технической базы общеобразовательных учреждений.
Из средств местного бюджета проведены текущие ремонты образовательных учреждений (ремонт отопительной системы, водопровода, канализации, кровли, котельных) на общую сумму 3076,9 тыс. рублей.
Из средств местного бюджета в течение 2012 года выделены денежные средства в сумме 190,3 тыс. рублей на разработку сметной документации на устройство внутренних санузлов в трёх общеобразовательных учреждениях (МБОУ Багаевская СОШ №1, МБОУ Ясненская СОШ, МБОУ Ёлкинская СОШ) Сметная стоимость работ по данным объектам составила: МБОУ Багаевская СОШ №1 – 2445,912 тыс. рублей, МБОУ Ёлкинская СОШ – 1095,477 тыс. рублей, МБОУ Ясненская СОШ – 1214,985 тыс. рублей. Дополнительно в ноябре 2012 года выделено 300, тыс. рублей на разработку сметной документации на устройство внутренних санузлов в МБОУ Первомайской СОШ и МБОУ Садовской ООШ.
В рамках районной долгосрочной целевой программы «Пожарная безопасность и защита населения и территории Багаевского района от чрезвычайных ситуаций на 2011-2014 годы» в 2012 году на мероприятия по пожарной безопасности для муниципальных учреждений образования было выделено 5646,4 тысяч рублей (приобретены первичные средства пожаротушения, знаки пожарной безопасности, обучены руководители и заместители директоров по АХЧ общеобразовательных учреждений, выведены на пульт сигнала «01» все школы, разработана ПСД на устройство пожарных водоемов в Ажиновской СОШ, в Ясненской СОШ, обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции 13 зданий, заключены договора на обслуживание АПС, аварийного освещения, системы вывода сигнала «01» и электропроводки. Так же произведён ремонт двух пожарных водоёмов и так же оборудованы площадки с твёрдым покрытием в 5 образовательных учреждениях.
На территории Багаевского района осуществляется подвоз обучающихся на занятия 14 школьных автобусов, один автобус получен в 2012 году. Количество школьных маршрутов 11, общей протяжённостью 110 км. Количество обучающихся на подвозе 302 человека. Из средств муниципального бюджета выделено и освоено 1543,7 тыс. рублей на содержание и обслуживание школьных автобусов.
В рамках муниципальной долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в коммунальной инфраструктуре Багаевского района РО на период до 2020 года» в 2012 году школам выделено 262,0 тыс. рублей на энергетические обследования и изготовление энергопаспортов в 4 общеобразовательных учреждениях.
В 2012 году в рамках реализации МДЦП «Профилактика терроризма и экстремизма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Багаевского района на 2012-2014 годы» в 3 общеобразовательных учреждениях Багаевского района установлено видеонаблюдение на сумму 1546,0 тыс. руб. В МБОУ Багаевской СОШ №1, МБОУ Багаевской СОШ №2, МБОУ Арпачинской СОШ установлено ограждение на сумму 290,0 тысяч рублей. На 280,0 тысяч осуществлено устройство уличного освещения в двух общеобразовательных учреждениях района: МБОУ Багаевской СОШ №1, МБОУ Багаевской СОШ №2. А также разработаны паспорта антитеррористической защищенности и техногенной безопасности.
В 2012 году на оплату трафика сети Интернет выделено из средств местного бюджета 94,3 тысячи рублей.
В 2012 году на ремонт школьных пищеблоков было выделено 903,5 тысяч рублей из средств местного бюджета. Технологическое оборудование для школьных столовых приобретено в МБОУ Багаевскую СОШ №1, МБОУ Багаевскую СОШ №2, МБОУ Ажиновскую СОШ, МБОУ Елкинскую СОШ.
- 3. Эффекты реализации направления в 2012 году.
- увеличение до 59 % (2170 обучающихся) доли школьников, обучающихся в современных условиях;
- увеличилась скорость доступа к информации в сети Интернет;
- число обучающихся на 1 компьютер составляет 5,4.
- 4. Проблемные вопросы реализации направления.
Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
Обслуживанием школьной инфраструктуры могут на конкурсной основе заниматься малые и средние предприятия. Это касается, в первую очередь, организации школьного питания, коммунального обслуживания, ремонтных и строительных работ. От строителей и обслуживающих организаций мы будем требовать неукоснительного обеспечения безопасности школьных зданий - нельзя допускать проведение занятий в аварийных, ветхих, приспособленных помещениях, представляющих угрозу для жизни и здоровья детей. Другое требование - внедрять современные дизайнерские решения, обеспечивающие комфортную школьную среду. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми.
- 5. Задачи и планируемые показатели на следующий календарный год по реализации направления.
- оснащение школ современной мебелью;
- дальнейшее оснащение школ современным оборудованием;
- передача несвойственных образовательным учреждениям хозяйственных функций специализированным организациям.
- 6. Анализ количественных показателей мониторинга реализации инициативы по направлению.
В 2012 году были проведены мероприятия, направленные на укрепление материально – технической базы общеобразовательных учреждений.
Во всех учреждениях были произведены косметические ремонты учебных кабинетов, коридоров, пищеблоков.
В настоящее время 57 % школьников обучаются в условиях, отвечающих современным требованиям.
Приобретен один автобус в МБОУ Привольненскую СОШ.
Часть V. Сохранение и укрепление здоровья школьников
1. Нормативная база, обеспечивающая реализацию направления (перечень нормативных правовых актов муниципального образования с реквизитами документов).
- Постановление Администрации Багаевского района от 31.03.2010 № 293 «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Багаевском районе на 2010-2012г.г.».
- Постановление Администрации Багаевского района от 06.09.2011 №1170 «О внесении изменений в постановление Администрации Багаевского района от 31.03.2010 №293».
- Постановление Администрации Багаевского района РО №146 от 03.02.2012 года «О создании межведомственной рабочей группы по сопровождению реализации плана комплексных мероприятий по совершенствованию организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях».
2. Финансовое обеспечение реализации направления (муниципального образования).
Сохранение и укрепление здоровья школьников, их физическое развитие являются одним из приоритетных направлений в деятельности Отдела образования Администрации Багаевского района РО.
В учреждениях Багаевского района горячее питание организовано за счет средств местного бюджета, за 2012 год освоено 3103,0. тыс. рублей. Стоимость питания на 1 человека в день для обеспечения полноценного питания учащихся во время учебного процесса составляет:
- стоимость завтрака – 15,0 рублей,
- обеда - 20,0 рублей.
Учащиеся 1- 4 классов в количестве 639 получают бесплатное питание за счет средств местного бюджета в размере 15,00 руб. на 1 человека в день.
Из общего количества учащихся 5-11 классов определено количество детей –833 человека, имеющих право на получение бесплатного питания в размере 15,00 рублей (завтрак) в день на 1 человека 5 дней в неделю.
Горячее питание получают 2597 человек, что составляет 70% от общего числа учащихся, 1082 учащихся обеспечиваются буфетной продукцией (30%).
Учащиеся 1-4 классов (1471 человек) ОУ Багаевского района получают дополнительное питание в части бесплатного молока. На эти цели из муниципального бюджета выделено 1735,0 тыс. рублей.
Оздоровление – из средств муниципального бюджета выделено и освоено 507,2 тыс. рублей
3. Эффекты реализации направления в 2012 году.
- 70% учащихся дневных школ получают качественное горячее питание, в том числе завтраки - 45% учащихся, завтраки и обеды - 25 % учащихся;
- созданы условия для занятий физической культурой, которая привлекает учащихся к здоровому образу жизни.
4. Проблемные вопросы реализации направления.
Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников.
Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.
Несмотря на неплохой охват обучающихся не выполняются нормы питания по рыбе, кисломолочным продуктам, фруктам. Основная проблема школ – организация питания учащихся по субботам. Школы работают 6 дней в неделю, а питание учащихся организовано только на протяжении 5 дней.
5. Задачи и планируемые показатели на следующий календарный год по реализации направления.
- в рамках внеурочной деятельности вводить дополнительные мероприятия спорти